Человеку из другой страны американская система образования может показаться не только большой и разнообразной, но даже хаотичной. Подобная сложность системы образования отражает историю, культуру и ценности меняющейся страны как таковой. В широком смысле слова американская система образования отличается большими масштабами, необычной организационной структурой, выраженной децентрализованностью и растущим многообразием.
Масштабы
В США учебные заведения – государственные и частные, начальные и средние школы, университеты штатов и частные колледжи – можно найти повсюду. В Соединенных Штатах
продолжает действовать одна из крупнейших систем всеобщего образования в мире. По данным Национального центра статистики в сфере образования, в 2005-2006 учебном году в американские школы и колледжи было зачислено более 75 миллионов детей и взрослых. 6,8 млн. человек были учителями и преподавателями на всех уровнях системы образования –
от детского сада до колледжа.
Более миллиона дошкольников из семей с низкими доходами, обычно в возрасте трех-четырех лет, обучаются по программе «Хед старт», в рамках которой предлагается обуче-
ние, социальное развитие и питание, чтобы подготовить их к учебе в школе.
Набор в государственные школы резко возрос среди поколения «демографического бума» после Второй мировой войны (обычно к нему относят тех, кто родился с 1946 по 1964 год). После спада в 1980-е годы количество школьников снова стало быстро увеличиваться – по последним сведениям Бюро переписей населения США, во многом это происходит благо-
даря росту латиноамериканского населения.
Сегодня в американскую систему образования входит почти 96 000 государственных средних школ, и более 4200 высших учебных заведений самого различного размера: от муниципальных колледжей с двухгодичной программой обучения до огромных университетов на уровне штатов с дипломными и последипломными программами, в каждом из которых обучается свыше 30 000 студентов. Общие расходы страны на образование составляют приблизительно 878 млрд. долларов в год.
Система среднего школьного образования
В большинстве штатов все дети в возрасте до 16 лет обязаны посещать школу. Обучение начинается в детском саду (уровень «К») в пять лет, к 18 годам завершается полный курс
обучения в средней школе (12 классов). Начальная школа, как правило, охватывает обучение с детского сада по пятый или шестой класс. По оценкам, в настоящее время в школы, где
обучаются ученики промежуточных классов в возрасте от 10 до 5 лет, зачислено свыше 20 миллионов детей. И наконец, в школах для старшеклассников с девятого по двенадцатый класс
учатся молодые люди в возрасте от 16 до 18 лет.
Директор школы Марк Зибарт из Миннесоты прокомментировал наличие подобного разграничения между начальнойшколой, промежуточными классами и старшими классами следующим образом: «Промежуточные классы средней школы рассчитаны на особые потребности подростков».
Для промежуточных классов характерны занятия в группах и гибкое расписание по академическим парам, а не фиксированные уроки по 45-50 минут. В школах для учеников проме-
жуточных классов также делается упор на небольшие группы, на междисциплинарный подход к предметам и на специальные проекты, чтобы увлечь 10-15-летних ребят, которые, как указывает Национальная ассоциация средних школ, «претерпевают самые быстрые в своей жизни перемены в умственной деятельности и развитии».
Большие современные школы для старшеклассников от 14 до 18 лет, в которых предлагается широкий спектр учебных и факультативных курсов, стали неизменным атрибутом американского образования к середине 20-го века. Старшеклассники могут выбирать из множества клубов, мероприятий, спортивных секций, форм производственного обучения и других внешкольных занятий. Прошедшие тестирование школьники с высокими оценками могут проходить более сложные академически продвинутые курсы либо заниматься общей или профессионально-технической классной работой.
Частные школы
В Соединенных Штатах процветают частные школы, многими из которых руководят церкви и другие религиозные организации. Из примерно 55,8 млн. детей, посещавших начальные и средние школы в 2007-2008 учебном году, около 6 миллионов, или 11 процентов, учились в частных школах.
Более половины учеников частных школ страны посещают католические школы – старейшую в США систему частного образования. Другие частные школы отражают религиозное
многообразие Америки, охватывая почти все протестантские конфессии, а также квакерскую, мусульманскую, иудаистскую и греко-православную веру.
Однако старейшими частными школами в стране являются основанные в 18-м веке элитные интернаты, которые на протяжении своей истории дали образование многим интеллектуальным и политическим лидерам страны.
Еще 1,1 млн. учеников, по данным последних переписей населения, обучаются дома своими родителями по принципам, установленным каждым из 50 штатов.
Местное управление
Пожалуй, самой примечательной особенностью американского образования является его децентрализация. Школы в Соединенных Штатах были и остаются преимущественно в ведении штатов и населенных пунктов. В отличие от большинства других стран, в США нет федеральной системы образования – исключение составляют только военные академии страны и школы для
коренных американцев. Федеральное правительство не утверждает и не внедряет общенациональные учебные программы.
Государственная система образования составляет крупнейшую статью расходов почти во всех городах и округах США. Основная часть финансирования поступает из местных налогов на недвижимость. Местные советы по образованию, большинство из которых являются выборными органами, руководят почти 15 500 школьными округами страны – от неболь-
ших сельских школ в штатах, подобных Канзасу и Небраске, до нью-йоркской системы, в которой ежегодно образование получают более миллиона детей.
Советы штатов по образованию, наряду с инспекторами школ или руководителями комиссий по образованию штатов, курируют местные учебные округа, устанавливают требования к учащимся и учителям, утверждают школьное расписание и часто рассматривают отбираемые учебники. Однако главные рычаги влияния, которыми располагают штаты, имеют финансовый характер: большинство штатов оказывают школам существенную помощь в дополнение к местным налоговым поступлениям.
Одним из следствий местного контроля и финансирования государственных школ стал разрыв между богатыми и бедными школьными округами. В последние годы под давлением со
стороны судов штатов и общественных организаций многие штаты приняли меры для более справедливого финансирования школьных округов, независимо от уровня доходов их населения.
Кроме того, федеральное правительство занимается исследованиями и оказывает поддержку в обеспечении равного доступа к качественному образованию, наряду с финансированием кредитов для обучения в колледжах и помощью школьникам и студентам из семей с низким уровнем доходов. Тем не менее, ответственность за образование по-прежнему возлагается, в основном, на правительства штатов и органы местного самоуправления. Согласно сведениям министерства образования США, около 90 процентов годовых расходов на образование на всех уровнях приходятся на долю штатов, местного правительства и частных источников финансирования.
Многообразие
На протяжении всей истории США системе школьного обучения приходилось идти в ногу с волнами иммиграции. Сегодня американские школы, как и общество, которое они обслуживают, в этническом отношении многообразны как никогда. В начале 20-го века дети из иммигрантских семей – в основном, из Южной и Восточной Европы – хлынули в государственные школы Северо-востока и Среднего Запада. Новые иммигранты продолжают влиять на этнический состав учащихся, хотя большинство иммигрантов теперь прибывают из стран Латинской Америки и Азии.
Афроамериканцы составляют около 17 процентов учащихся в системе К-12. Однако крупнейшим меньшинством в муниципальных школах становятся выходцы из Латинской Америки. Нередко, особенно на Восточном и Западном побережьях США, встречаются школы, где учатся дети, чьи родители родились за границей. Дома школьники разговаривают более чем на десятке различных языков – от арабского до вьетнамского. В итоге преподавание английского как второго языка остается одной из важнейших задач американской системы образования.
Несмотря на децентрализацию и многообразие государственных школ, их отличает необыкновенное единообразие в части организации их работы. Ученик, переходящий из кали-форнийской школы в школу, расположенную в Пенсильвании или Джорджии, несомненно, обнаружит различия, но набор учебных предметов будет более или менее аналогичным, не-
смотря на отсутствие обязательной общенациональной программы, внедряемой федеральным правительством.
По материалам
USA.gov™ is the U.S. government's official web portal:
Office of Citizen Services and Communications
U.S. General Services Administration
1800 F Street, NW, Washington, DC 20405
Комментариев нет:
Отправить комментарий